http://myexs.ru/wp-content/themes/multiflex-4-10/img/header.gif
http://myexs.ru/wp-content/themes/multiflex-4-10/img/bg30.jpg
    Вы здесь: Главная » DARPA » 2008. Анализ пятиэтапного плана Пентагона по созданию Железного человека.

2008. Анализ пятиэтапного плана Пентагона по созданию Железного человека.

Дата: Май 27th, 2012 Автор:
+ Показать свойства документа
  • Тип контента: Обзор технологии
  • Номер документа: 8277
  • Название документа: Анализ пятиэтапного плана Пентагона по созданию Железного человека.
  • Номер (DOI, IBSN, Патент): Не заполнено
  • Изобретатель/автор: Не заполнено
  • Правопреемник/учебное заведение: Не заполнено
  • Дата публикации документа: 2008-05-02
  • Страна опубликовавшая документ: США
  • Язык документа: Русский
  • Наименование изделия: HULC, HAL 5, BLEEX
  • Источник: http://www.brookings.edu/research/articles/2008/05/02-iron-m
  • Вложения: Нет
  • Аналитик: Наталья Черкасова

“Человеческое существо на самом деле очень хрупкое. У нас нет ни когтей, ни мутировавших мелких зубов, и мы покрыты тонкой, чувствительной кожей. Большинство из нас даже не может выйти за пределы своего дома босиком.” Робототехник Даниель Уилсон (Daniel Wilson) размышляет над загадочным местом рода человеческого на нашей планете.

Мы одни из физически самых слабых существ, однако, мы находимся на самом верху пищевой цепочки. Причина заключается в нашей технике и технологиях. Так, саблезубый тигр мог бы преспокойно разгрызть нас на мелкие кусочки, но как только первый пещерный человек научился трясти палкой, время зубастого хищника закончилось. Сегодня, мы могли бы буквально забомбить тигра назад в его Каменный век, конечно, если бы он не вымер благодаря нашим размахивающим палками предкам.

И тем не менее, хотя мы в своей разрушительной силе эволюционировали от палки до ядерных бомб, причем эволюционировали в геометрической прогрессии, наши тела не стали от этого сильнее, быстрее, защищеннее и проворнее. Единственное, что более-менее изменилось с тех пор, так это размеры нашей талии и длина волос.

Сегодня технологии в очередной раз предлагают нам заманчивую идею решения проблемы слабости человеческого тела, — идею, часто обыгрываемую в научной фантастике. Железный человек — персонаж комиксов Marvel, в которых Тони Старк, предприниматель-повеса, носит на себе технический костюм из механизированных доспехов. Костюм дает ему силу супермена, неуязвимость, способность летать и иметь при этом на себе целый арсенал оружия. В книжках комиксов Железный человек использует свой костюм, чтобы сражаться с коммунистами, китайским полководцем, Годзиллой и Невероятным Халком. В новом фильме Железный человек, в котором задействованы такие звезды, как Роберт Дауни мл. и Гвинет Палтроу, обыгрывается версия с реалиями 21-го века, в котором задействованы террорист и злой управляющий.

Но Железный человек — не просто фантастика. Преодоление слабости нашего человеческого тела посредством современных технологий это та мечта, в которую Пентагон сегодня вкладывает миллиарды долларов. Бывший начальник штаба ВВС генерал Джон Джампер рассказывает: “Мы должны дать каждому солдату ту же малозаметность и ту же способность к конфронтации, которые есть у боевых самолетов. Мы должны смотреть на солдата как на систему.” И такие мечты создания технически усиленных суперсолдат не так уж и неосуществимы. Следующей будет попытка превращения Железного человека из персонажа научной фантастики в реальность военного назначения.

Этап I: Отказ от стандартных комплектующих

Первым этапом превращения такой мечты комиксов в реальность стала программа под названием Land Warrior («Наземный воин»). В конце 1980-х гг. Пентагон стал замечать, что гражданское население начало не только чаще использовать компьютеры, но также и чаще носить их с собой (в виде сотовых телефонов, коммуникаторов и т.д.). Начиная с 1991г., военное ведомство начало выяснять, каким образом они могли бы использовать такие коммерческие технологии, чтобы превратить солдата-новобранца в полностью укомплектованную систему вооружения (в противоположность солдату, просто переносящему различные орудия). Планом Land Warrior было связать воедино на теле солдата различные мелкие компьютеры, датчики и оборудование, которое можно было бы свободно купить в магазине.

Устройство Land Warrior включало в себя ряд компонентов. Оно имело винтовку с установленной системой термовидения, видеокамерой и лазерным дальномером/ цифровым компасом. Это позволяло солдату не только воевать в темноте и при плохой погоде, но также использовать свою винтовку для направленной передачи того, что они видят, обратно своим сослуживцам и командирам. Устройство имело шлем, на котором находился сенсорный дисплей, по существу, окуляр типа монокля, чтобы солдаты могли на них видеть то, что видят датчики на их винтовках, что позволяло бы им делать изображения того, что находится за углом, и загружать эти изображения, как в спутниковую карту он-лайн. Устройство имело современную индивидуальную бронезащиту, которая была более легкой и в то же время более защищенной (именно из этой программы в вооруженные силы пришел новый перехватчик), и GPS для навигации. Все это связывалось воедино процессором Intel, работающим с Microsoft Windows, как это и происходит в большинстве офисов. Солдат осуществлял управлением всем этим с помощью крошечного блока управления типа компьютерной мыши, который можно было прикрепить к солдатскому ремню, предплечью или даже оружию.

Устройство давало оружию все возможные преимущества при стрельбе. Как описывал один из солдат, “Обычно, когда патруль перемещается из точки A к точке B, он вынужден останавливаться и сверяться по карте и с помощью своего устройства GPS. А сейчас наши парни просто двигаются. Заблудиться теперь невозможно. ” Аналогично этому, видеосвязь позволяет солдату сделать видеозапись видоискателями своих винтовок и переслать эту запись по электронной почте обратно на базу. Например, они могут отправить картинку обнаруженного ими предполагаемого восстания, чтобы эту информацию могли отметить в базе данных разведслужбы, или сделать фото ловушки, чтобы предупредить остальную свою команду о том, где она находится.

Программа Land Warrior столкнулась с двумя проблемами, каждая из которых ни для кого не явилась сюрпризом. Первая проблема это то, что система потребляет энергию такими темпами, словно Лас Вегас в летний сезон. Первые батареи, которые солдаты должны были носить на спине, обеспечивали их энергией всего лишь на 150 минут. Более новые версии работают несколько лучше, но солдатам все равно приходится заряжать батареи примерно каждые 4 часа. Это означает, что системы можно использовать только для выполнения кратковременных задач или в ситуациях, когда солдаты воюют вместе с транспортом, на котором имеется станция смены или зарядки батарей. Вторая проблема это то, что со всеми компьютерами и батареями вся система весит около 80 фунтов. Опять же, это ограничивало диапазон использования системы, так как солдат не мог переносить на длинные дистанции и новое устройство, и всю остальную амуницию, и рации.

В 2007 году программа Land Warrior была завершена. Ее системы и технологии перешли в новую программу под названием Future Force Warrior («Воин сил будущего»). Вооруженные силы решили, что использование стандартных технологий не работает; плюс, к тому времени, когда они обнародовали Land Warrior, то, что раньше казалось футуристичным, постепенно начало становиться антиквариатом. Самое смешное во всей этой ситуации было то, что следующее поколение американских солдат должно было идти в бой без нового устройства. Однако нехватка солдат после сокращений 2007 года привела к тому, что в Ирак была переброшена боевая группа 4-й бригады, экспериментальная платформа для испытаний Land Warrior. Подразделения группы использовали облегченную версию Land Warrior общей оценки устройства в таких битвах, как в г.Бакуба.

Сейчас основная часть работы по новым технологиям системы Future Force Warrior проводится в Институте военных нанотехнологий (Institute for Soldier Nanotechnologies) при Массачусетском технологическом институте (MIT). Программа была запущена в 2012 году, при поддержке полученного от Вооруженных сил гранта на 50 млн.долларов, крупнейшего гранта в истории MIT. Среди участников консорциума, работающих с MIT над солдатскими системами, есть как традиционные оборонные компании, например Raytheon, так и достаточно неожиданные игроки, например, компания по производству пластмасс DuPont и ведущая исследовательская клиника по вопросам рака и женского здоровья Brigham and Women’s Hospital.

Без иронии, разработчики этой системы говорят, что конечный план Future Force это дать солдатам практическую “суперсилу.” Система будет состоять из множества тех же компонентов, которые использовались в Land Warrior, но только обновленных и более приятных глазу. Например, если в старой системе в качестве оружия планировалось использовать старый почтенный M-16, то на системе Future Force Warrior будет использоваться новая подсистема “Weapon Subsystem,” в которой оружие машины будет объединено с пусковой ракетной установкой. Высока вероятность использования электрической системы, гранатомета Metal Storm, которая будет стрелять либо пулями, либо крошечными 15-миллиметровыми взрывчатыми ракетами. Преимущество ракет состоит в том, что они смогут не только подрывать предметы, — также их планируется оснастить датчиками, самонаправляющимися на любую обозначенную цель, что повысит уровень любого солдата-новобранца до уровня меткого стрелка. Оружие будет стрелять также и “электродротиком”, которое вместо подрыва врага будет оглушать его ударом электрического тока.

Окуляр этих датчиков также свисает со шлема солдат или прикрепляется к очкам или солнцезащитным очкам солдата. Окуляр значительно улучшен, размер его меньше дюйма, но за счет близкого расположения к глазу он дает последнему такую же визуальную видимость, как если бы тот смотрел на 17-дюймовый компьютерный экран. В отличие от конструкции на LandWarrior, новый окуляр будет прозрачный, что позволит солдату использовать глаз как для просмотра экрана, так и для других действий. Это было сделано после того, как проведенное тестирование обнаружило, что если держать один глаз открытым, а другой закрытым, то происходит явная и сильная дезориентация солдат в поле их видимости. Кроме того, солдаты теряют способность выполнять несколько задач одновременно, что не лучшим способом сказывается на качестве ведения боевых действий. Хуже того, при попытке использовать такой непрозрачный окуляр во время езды на транспорте, “солдат вообще выбрасывало с их мест.”[5]

Система также будет иметь возможность разбивки изображения на несколько экранов, визуальный эквивалент «всплывающих окон» или «картинка в картинке.» Например, я спокойно могу есть попкорн, смотреть при этом эпизод сериала Голливудские холмы и одновременно проверять уровень игры Red Sox в “картинка в картинке” на моем ТВ-экране. Точно так же солдат сможет смотреть на одну цель, как обычно (собственными глазами), но кроме того, он сможет отслеживать и любые изменения на двух других целях, отображаемых на его экране для просмотра.

Датчики также станут одним из моментов усовершенствования системы. Например, вместо простых привычных очков ночного видения и видеокамеры, установленной на винтовке, у солдата будет усиленное смотровое отверстие многодиапазонной адаптивной сетевой тактической системы наблюдения MANTIS (Multi-spectral Adaptive Networked Tactical Imaging System). Изначально разрабатываемая с целью узнать, как насекомые “видят” мир, система MANTIS фактически склеивает воедино все разнообразные изображения, которые различные датчики (такие как инфракрасный свет, термодатчик и т.д.) определяют как одно цельное изображение. По отдельности, каждый из датчиков хорошо работает в одной среде и плохо в другой (инфракрасный датчик, например, отлично работает при слабом освещении, но ужасно — при наличии дыма или пыли; а термодатчик наоборот), но комбинация таких датчиков в одно целое дает солдату возможность видеть мир в сложном спектре, почти как иноземный супер-воин в фильме Хищник. MANTIS характеризуется еще одной функцией. Шлем каждого солдата в системе связан беспроводным соединением со шлемом каждого члена этой группы, «чтобы каждый человек мог видеть, что делают все остальные.» Система также имеет “возможность «телевизионной» записи и воспроизведения записи”, которая позволяет солдатам прокручивать назад то, что они только что видели, и давать им возможность еще раз взглянуть на то, что показалось им важным.

Если солдату нужно посмотреть далеко вперед на большое расстояние, они смогут использовать систему предупреждения на базе когнитивных технологий — Cognitive Technology Threat Warning System, которая больше известна как “Бинокль Люка.” Система была названа так потому, что именно этот ученый подал идею “умных” биноклей, которые не только могут видеть на мили вперед, но также распознают цели и отмечают угрозы для пользователя, аналогично тем, которыми пользуется Люк Скайуолкер в начальных сценах Звездных войн.

Future Force будет также иметь датчики и для других чувств. Например, электронные “нюхачи” смогут обнаружить и проанализировать различные химикаты, которые будут окружать солдата, даже если его нос не будет достаточно чувствительным, чтобы уловить их. Они обнаруживают присутствие таких вещей, как химическое оружие, следы взрывчатых веществ или даже «перегар» изо рта повстанца. Разработчики надеются, что это, в конце концов, даст стрелку-новобранцу способность вынюхать противников, прячущихся на поле боя, аналогично тому, как известные путешественники Калахари использовали запахи, чтобы выслеживать свою добычу на воле.

Солдаты носят также “умные” наушники. Это крошечные динамики, вставляемые в уши, как заглушки, которые излучают радиоволны. Но эти динамики достаточно сложные, и способны отфильтровать любые шумы, опасные для барабанных перепонок (например, ближайшие взрывы или стрельба из собственных ружей). Снаружи ушные вкладыши представляют собой крошечные, настраиваемые микрофоны, которые могут в несколько раз усиливать слух солдата, позволяя им, к примеру, подслушивать разговор на расстоянии около 100 футов. Разработчик проекта описывает, как раньше при захвате дома военные “вынуждены были постоянно кричать. Морские пехотинцы перекрикивались, переходя из комнаты в комнату. Теперь же все просто шепчут.”

Комбинация различных датчиков Future Force даст солдатам эквивалент “мультичувства” Железного человека или того, что известно в военных кругах как “усиленная реальность.” Они смогут ощущать реальный мир намного сильнее, чем раньше. Например, при входе в здание через дверь обычный солдат просто видит препятствие. С датчиками Future Force они также будут видеть дверь своим левым глазом, но так как они будут смотреть на эту дверь еще и правым глазом через «зрительный экран», термическое изображение будет накладываться на основное, позволяя солдатам узнать, не прячется ли кто-нибудь за дверью. Или же на экран может выводиться светящее предупреждение от химических датчиков о том, что вблизи двери находятся взрывчатые вещества, сигнализируя тем самым о мине-ловушке.

Система также позволяет переходить от разведывательных сводок к другой информации. Значки и другая информация могут быть наложены на то, что солдаты видят своими глазами, что похоже на то, как если смотреть на мир через интерактивную карту Google Map. Например, если они идут по улице, они будут видеть то, что другие люди могут видеть обычным зрением, но при этом предполагаемый снайпер-противник, расположившийся в окне 3-го этажа, теперь будет отображаться как мигающий красный свет поверх основного изображения. Более того, система может интегрировать программное обеспечение AI в дисплей, помогая солдату проверить, что именно они видят, по базам данных в режиме реального времени (“Человек, на которого вы смотрите, имеет 80% сходство с Бен Ладаном”), или позволяет синхронно переводить иностранные языки в разговоре с местными жителями (“Перевод с 95% достоверности: Ваша мама –чумазая пастушка, которая пасет козлят.”)

Датчики будут также отслеживать и самих солдат. Например, система контроля физиологического состояния воина «Warrior Physiological Status Monitoring System” позволит офицерам, оставшимся на базе, отслеживать температуру, потоотделение, частоту сердцебиения солдата, а также то, лежит солдат или стоит (вспоминается система в фильме Чужие ). Если солдат ранен, начинает физически уставать или просто ослаб, командиры на базе будут об этом знать.

Подобно механизированной броне Железного человека, будущая защита солдат будет также еще и компьтеризирована. План предназначен для новых доспехов тела, которые вместо наполнителя Kevlar заполнены наноматериалами, и которые связаны с компьютером. В норме они будут такими же гибкими, как и обычная униформа из ткани. Но так же как подушка безопасности работает внутри машины, так же она будет запускаться всегда, когда система будет обнаруживать удар пули, и в случае аварии будет становиться твердой, как сталь. Пули будут отскакивать от Future Force Warrior, как от груди Супермена.

Эта гибкость лежит в основе всех других преимуществ новой системы. В то время как традиционная броня может выдержать только ограниченное число ударов от пулемета, прежде чем пластина треснет, то, по словам представителя военной группы “Dutch” ДеГая, «если у вас есть униформа с этой новой нанотехнологией, она может принять на себя неограниченное число пулеметных очередей.» Пластичность можно даже контролировать. Перчатки могут превратиться в реальные кастеты, чтобы в них можно было драться кулаками, как Майк Тайсон. Или, если солдат получил травму (например, свалился на камни при чтении электронного письма через окуляр), униформа может затвердеть, создав собой кровоостанавливающий жгут или гипсовую повязку. Волокно могло бы даже быть сплетенным с «наномышечными волокнами», которые стимулируют реальные мышцы, давая солдатам дополнительно около “25 … 35 процентов несущей способности.»

Включение электроники в волокно означает также, что бронированная униформа не просто будет способна менять форму, но сможет также менять и цвет. Fujitsu уже сделала компьютерный экран из волокна, а компания E-Ink создала чернила, которые фактически меняют свой цвет в зависимости от их электронного заряда. Встроенная в униформу, такая технология может создать маскировку типа “хамелеон”. Униформа солдата будет способна принять цвет в зависимости от того, что находится позади них или даже сформировать примерное голографическое изображение, как в фильме Хищник.

В целом, если учитывать способность отталкивать от себя пули, а также способность быть невидимым, такой костюм, как пишет военный аналитик Макс Бут (Max Boot), воистину “предоставит обычным смертным многие из свойств супергероев комиксов.”

Этап II: Построить свой экзоскелет

Основная проблема солдат, использующих надеваемые на себя компьютерные системы, подобные Land Warrior, это то, что такая система, как говорится в одной книжке, является “тяжелым грузом, который приходится надевать на себя поверх оружия и при этом еще пытаться что-то делать.”

Исходя из этого, мы приходим к идее экзоскелета. Похожие на твердую внешнюю оболочку насекомого, экзоскелеты это не просто технологические системы, которые солдаты носят на своем теле, как костюмы Land и Future Force Warrior. Экзоскелеты, напротив, являются механизированными костюмами, подобными тому, который создает Тони Старк, чтобы такой экзоскелет мог «обнять» солдата со всех сторон и нести его в себе.

Помимо различных костюмов Старка из Железного человека (в комиксах за несколько десятков лет он создал 39 версий костюмов, построенных из всего, что можно, начиная от стандартных железных пластин до керамических пластин Chobham, похожих на те, которыми защищены танки M-1 Abrams), есть еще и другие экзоскелеты. К наиболее известным из них относятся: роботизированный костюм-грузоподъемник (robotic cargo loader suit) , который Сигурни Уивер использовала для борьбы с королевой жуков в Чужих, и Бронированные индивидуальные устройства (Armored Personnel Units), которые защитники Зиона используют в фильме Матрице: Революция (ирония заключается в том, что роботизированные костюмы применяются для борьбы с роботами). Но когда доходит до фактической разработки реальных экзоскелетов, самыми влиятельными из мира научной фантастики оказываются экзоскелеты от Роберта Хайнлайна и его романа 1959 г. Звездный десант. Хайнлайн представлял себе солдата будущего как надеваемый на солдата технологический костюм, которые заставляют “вас выглядеть как большая стальная горилла, вооруженная подходящим по размеру оружием.” Как описывает главный герой, “Наши костюмы дают нам лучшие глаза, лучшие уши, более сильные спины (чтобы носить более тяжелые оружия и больше боевых припасов), лучшие ноги, больше ума (в военном смысле…), больше огневой мощи, больше выносливости, меньше уязвимости…

Этот костюм это не космический костюм – хотя он и может служить таковым. Это не первичное обмундирование – хотя Рыцари круглого стола не были так обмундированы, как мы. Это не танк – но это одиночный подвижный пехотинец, который в одиночку способен выполнить столько действий, сколько не выполнит и целая рота, не оснащенная подобным оборудованием.” Эта книга так популярна среди читателей-военных, что она включена почти во все списки книг, обязательных к прочтению для военных, а DARPA даже сделал сноску на нее в научном предложении по превращению гипотезы Хайнлайна в реальность.

Кроме персонального устройства, которое ранее солдат должен был носить на спине, экзоскелеты позволяют переносить все тяжелые системы и технику (которая ранее перевозилась на сопровождающем транспорте) на металлических каркасах, окружающих солдата. Как описывает ДеГай, “Сейчас солдат становится шагающей военной платформой.” Кроме того, подобно насекомому такой каркас можно окружить толстой броней, превращающей этого солдата в “шагающий танк.”

Один из наиболее важных прототипов этих костюмов был сделан д-ром Йошиюки Санкаи из Цукубы, Япония. Вдохновленный книгой 2001 года, он создал костюм HAL, сокращенно от Human Assistive Limb. Костюм HAL является “скорее ездой на роботе, чем ношением его,” – говорит Санкаи. Похожий на крест из Звездных войн, установленный между рядомами коленных и локтевых браслетов, которые носят спортсмены, и на белые доспехи бойцов отрядов «Storm», HAL работает за счет того, что отслеживает движения человека. Используя датчики, прикрепленные к коже оператора, биокибернетическая система обнаруживает электрические токи, которые высвобождаются при сокращении и расслаблении мышц. Сигналы затем передаются в управляющий компьютер (который закрепляемый на ремне), который сразу же запускает соответствующие движения на роботизированных руках и ногах костюма HAL.

Другая система управления накапливает модели движений человека, такие как их стандартная походка или толчковые движения, позволяющая ему “предсказать” вероятное движение. Это позволяет роботу HAL перемещаться синхронно с человеком. Это также означает, что люди, не имеющие возможности посылать эти электросигналы из своих мышечных клеток, например, парализованные пациенты, могут использовать костюм для выполнения стандартного набора движений.

Питаемый всего лишь 100-вольтовой батареей, HAL словно несет силу другого человека без учета его веса. Он дает не только жесткую поддержку верхней части тела (поэтому вы поднимаете тяжелые грузы так, как от вас всегда этого требовал учитель физкультуры), но и двигатели в костюме добавляют достаточно энергии, чтобы поднять еще 40 кг сверх того, что ваши тщедушные, словно у маленькой девочки, мышцы могли поднять раньше. Аналогично этому, моторизированные ноги двигаются так же быстро, как и ваши собственные ноги, но освобождая некоторую часть веса, они дают своему пользователю намного больше выносливости, особенно при подъеме тяжелых предметов. Альпинист, получивший дополнительные мышцы от костюма HAL, к примеру, смог донести парализованного японского пациента (который заплатил за эту поездку верхом) на вершину горы Swiss mountain.[17]

Санкаи получил предложение финансирования его проекта и от Пентагона, и от правительства Северной Кореи на разработку военных версий костюмов. Но он отверг и то, и другое предложение. “Я убежден, что этические ценности и умиротворенный взгляд на мир, а не военные цели, должны оставаться в основе любых будущих разработок робототехники.”[18] Вместо этого он видит свою систему HAL используемой строителями, спасателями или даже медсестрами, которым часто приходится поднимать больных с их коек.

Отказавшись от финансирования со стороны военного ведомства, Санкаи и его коллеги обратились к частному рынку. Но костюм и его технология оказались настолько новаторскими, что были восприняты наиболее консервативными японскими инвесторами как рискованные, и команда не смогла найти достаточное число деловых партнеров. Поэтому они создали свое собственное коммерческое предприятие для HAL. Они назвали новый бизнес Cyberdyne — в честь компьютера, который пришел в неистовство и убил своих собственных создателей. Если это имя кажется вам знакомым, то так оно и должно быть. Это то же имя, что и имя компании в фильме Терминатор, построившей сеть Скайнет, компьютерную систему, которая истребила большую часть человеческого рода в ядерной разрушительной войне, а затем выпустила роботов, похожих на нынешнего правителя Калифорнии, чтобы убить всех выживших.

Если забыть про HAL, то ближайшим экзоскелетом, который скоро могут начать выпускать для американских военных в промышленных масштабах, может стать Экзоскелет нижних конечностей Беркли (Berkley Lower Extremity Exoskeleton или BLEEX. Этот экзоскелет является результатом программы, запущенной при Калифорнийском университете Беркли с стартовым грантом в 50 млн.долларов, полученным от DARPA в 2001г. Слегка похожий на дешевый реквизит из фильма Робокоп, BLEEX позволяет солдату в этом костюме переносить 200 фунтов так, словно они весят 5 фунтов. Почти как и в HAL, солдат в BLEEX не управляет экзоскелетом через джойстик или кнопку; машина просто реагирует на обычные движения человека. Все устройство питается от процессора Intel Pentium так же, как и обычный настольный компьютер.

Такие герои комиксов, как Железный человек, обладают множеством суперспособностей, а не просто одним «супер-усилением». Пентагон все это учитывает, и также собирается наделить свои экзоскелеты различными суперспособностями. Он возлагает на свои экзоскелеты большие надежды. Как описывается в одном из докладов, “высокая скорость, которую способен развить человек, относится к такому же секретному оружию, как и рентгеновское видение и способность мысленно управлять другими людьми. Люди со скоростью суперчеловека и способностью перепрыгивать через крупные объекты могут оказаться даже более динамичными, даже более опасными, даже более эффективными, даже более похожими на мультик, чем они есть сейчас. Кто тут сможет сопротивляться?”

Например, наши маленькие прыгучие Ахиллесовы сухожилия позволяют среднестатистическому человеку бегать со скоростью около 6 – 8 миль в час и, если только ваше имя не ЛеБрон Джеймс (LeBron James), перепрыгивать препятствия в несколько футов высотой. Разработчики новых “бионических сапог” и “пружинных шагающих аппаратов” надеются решить эту проблему. Такие сапоги прикрепляются к внешней стороне ноги и механически имитируют увеличенное Ахиллесово сухожилие кенгуру, которое однажды, возможно, позволит их пользователю бегать со скоростью 25 миль/час и подпрыгивать в высоту на 7 футов. Ученый MIT описывает ноги такого экзоскелета так: “…Вы сможете бегать везде, куда ваши ноги смогут вас доставить, но без малейшей одышки. Так, представьте себе пробег через пустыню, день за днем, по 60 миль в день, перепрыгивая бревна и камни.»

Если способность иметь скорость Молнии это не для вас, то под покровительством DARPA исследуется другая суперэнергия – это “Проект Z-Man.” Как отмечалось в докладе, “посягательство на авторские права было, пожалуй, единственной вещью, которая останавливала DARPA от того, чтобы назвать эту программу «Проект Человек-паук.» Программа сфокусирована на том, чтобы дать солдатам будущего, одетым в экзоскелеты, способность взбираться на здания без веревок или лестниц, словно паук, т.е. человек-паук.

И наконец, есть еще экзоскелетонная летающая машина (Exoskeleton Flying Vehicle), по существу, летающий роботизированный костюм (модель, разработанная компанией Millennium Jet, которая имеет кассеты, позволяющие прикрепить лопатки ротора к экзоскелету). Как сказал один ученый, описывая свою мечту скольжения по воздуху, как Железный человек или Супермен, “Если я буду менять мир, я обязательно захочу в нем полетать.”

Однако иногда военные и ученые уходят в своем видении супергероев слишком далеко (к счастью, DARPA пока еще не анонсировала программу Аквамен, рассчитанную на то, чтобы дать морякам неубедительную “суперсилу” призывать на помощь морских черепах). Когда был запущен военный проект суперсолдат от MIT, его директор, профессор Нед Томас, провозгласил, “Представьте, какого будет психологическое воздействие на врага, когда он увидит группы, на первый взгляд непобедимых воинов, защищенных броней и обладающих суперспособностями, такими как способность перепрыгивать через стены высотой 20 футов.” Проблема заключалась в том, что картинки, которые его программа использовала в заявке на получение гранта, были слишком похожи на картинки, взятые из серии Radix, о супергерое-женщине, которая носит бронированный скелет с точно такими же суперсилами. Создатели книги комиксов Рей и Бен Лаи угрожали проекту судебным процессом, «Они продают это как научный факт, в то время как мы пытаемся продать это как научную фантастику. А люди даже не знают, что мы первые создали это. Люди могут подумать даже, что это мы скопировали чью-то идею.»

Этап III: Получить химическую силу

Каждый год лидеры DARPA собираются и представляют миру свой взгляд на то, каким будет следующий этап их исследования. На открытии 50-й юбилейной конференции DARPA в 2007 году, руководитель программы Майкл Калахан (Michael Callahan) объявил о своих амбициозных задачах перед большой группой из 3000 ученых, бизнесменов и военных лидеров, собравшейся в Анахайме: сделать солдат “неуязвимыми.”

Каллахан говорил об исследовании того, что он назвал «Внутренняя броня.» Это не была идея дать солдатам подкожную броню, как у персонажа Уолверин из X-Men, но скорее идея того, что солдаты будут способны принести с собой на войну те же самые способности, которым природа наградила некоторых животных. Например, гусь может лететь 5 дней без еды, просто регулируя свой уровень гемоглобина; крошечные имплантаты могли бы помочь солдату делать то же самое. Аналогично, посмотрите на тела львов, имеющих «рефлекс ныряния», который позволяет им замедлять свое сердцебиение и направлять поток крови к сердцу во время погружения на глубину. Каллахан расписывал, как тела военных дайверов могли бы получить подобный «кнопочный рефлекс ныряния,” или как солдаты могли бы бороться в горах Афганистана, не ощущая ни малейшего недомогания.

Вторая часть презентации Каллахана была посвящена тому, как естественные защитные механизмы тела можно улучшить с помощью технологий. Он сообщил, что военная сфера сегодня – единственная, способная защитить свои отряды от «7 — 44 крайне опасных патогенов», но не способная помочь им сопротивляться химическим токсинам или радиологическим ядам. Затем было обсуждение того, как «синтетические витамины» и «предварительно установленные универсальные иммунные клетки» могли бы сделать солдата невосприимчивым к таким атакам.

Если надеваемые на одежду компьютеры и экзоскелеты по сути своей добавляли к телу человека какие-то дополнительные детали и компоненты, то здесь ситуация была обратная. Наука использовалась бы для того, чтобы сделать человеческое тело само по себе быстрее, сильнее, умнее и в целом прочнее и неуязвимее. В то время как другие программы вдохновлялись такими супергероями комиксов, как Железный человек, Каллахан предложил DARPA сделать реальным Капитана Америка. В комиксах Стив Роджерс был студентом-художником, который хотел присоединится к борьбе против нацистов во 2-й мировой войне. Но он был слишком слабый и маленький, и ему дали сыворотку “Суперсолдат” и препарат “Вита-Рэйз”, которые преобразили его тело до неузнаваемости и довели до максимума все его параметры. Так, в отличие от Супермена, Капитан Америка не имеет реальных суперспособностей; он просто солдат, чья физическая форма лучше, чем у любого из тех, с кем он борется.

Сегодня DARPA установила долгосрочную программу на 3 миллиарда долларов для оказания помощи по созданию такого «метаболически доминантного солдата». Другими словами, военное ведомство сейчас занято изучением того, как использовать технологию и биологию, чтобы объединить человека и машину в одно целое и выйти за пределы нынешних возможностей человеческого тела. Как сказал директор проекта, “Моя мерка успеха это то, что Международный олимпийский комитет запрещает все, что мы делаем.”[27]

В поиске повышения работоспособности и эффективности наших тел исследователи обращаются как к миру химии, так и к миру техники/технологии. Проекты в списке варьируются от лекарств, которые усиливают мышцы и энергию в 10 раз, подобно стероидам, до пригодных к носке, охлаждающих перчаток, которые регулируют температуру тела и предохраняют солдат от перегрева (и соответственно, от усталости) даже в самый жаркий и засушливый день.

Основное внимание уделяется тому, чтобы помочь телу солдата лучше справляться с травмами и повреждениями. Одно из таких средств это “вакцина от боли”, пришедшая из программы, разработанной компанией Rinat Neuroscience. Исследователи надеются, что вакцина “заблокирует чувство боли почти на месяц,” – говорит специалист DARPA Майкл Голдблатт. Так, если солдат касается горячей плиты, он сначала хоть и почувствует потрясение, но не будет долго страдать от воспаления и отека. Также очень много времени уделяется работе над ускорением процесса заживления. Для этого используется технология под названием Warfighter’s Accelerated Recovery by Photobiomodulation («Ускоренное выздоровление воина посредством фотобиомодуляции»), или устройство WARP . Позаимствовавшая многое из того, что есть у доктора МакКой в Зведном пути, устройство WARP использует ближний инфракрасный свет для ускорения восстановления поврежденных тканей. Другая программа работает над микроскопическими магнитами, которые будут “течь по капиллярам и останавливать кровотечение изнутри пореза или раны.”

Однако, одним из самых важных сдерживающих факторов в работоспособности солдата является нехватка сна. Как скажет вам любой родитель новорожденного ребенка или ребенка-студента, который проводит «ночные бдения», недосып отрицательно сказывается на вашей памяти, умении правильно рассуждать и считать и даже на способности выполнять основные физические упражнения.

Недостаток сна всегда считался проблемой военного времени. Во время 2-й мировой войны, например, опрос военных выявил, что 71% американских офицеров считают, что недосып это самая большая проблема для качественного выполнения работы. И тем не менее, офицеры, которых опрашивали во время 2-й мировой войны, спали в среднем по 4 часа за ночь. Сегодня же многие офицеры, воюющие в Ираке, почитали бы за счастье даже это. С новыми технологиями, такими как приборы ночного видения, война стала круглосуточной работой без выходных.

С нехваткой сна напрямую связана усталость. Это усталость, которая происходит от выполнения одной и той же задачи в течение длительного времени, такой как, например, управление полетом беспилотного летательного аппарата. Человеческое тело устает, что приводит к снижению качества работы, даже у опытных солдат, забывчивости и снижению способности различать простые и сложные задачи. Например, авиадиспетчеры устают от постоянного смотрения в экраны компьютеров. Через какое-то время они начинают обрабатывать все меньше и меньше информации по каждому самолету и стремятся направить самолет по наиболее простому, но не всегда самому безопасному, пути. Используемая для управления такими технологиями, как экзоскелет или беспилотный летательный аппарат, человеческая сторона человеко-машинной системы может привести к снижению эффективности всей работы.

Пытаясь помочь своим солдатам бороться с нехваткой сна и усталостью, военные переключились на все виды лекарств, которые уже использовались в прошлом. Солдатам 2-й мировой войны, вторгшимся в Нормандию, например, давали наполненные амфетамином “пати пилз” непосредственно перед приближением «Дня Д». Пилюли сохраняли свое действие вплоть до «Дня Д» + 2 или даже +3. Сегодня солдаты либо самостоятельно принимают медикаменты (кофеин-содержащие энергетические напитки, такие как Red Bull и Rip It чрезвычайно популярны среди молодежных отрядов в Ираке) или им предписывают “гоу пилз,” современную версию “пати пилз.” Проблема состоит в том, что каждый из них имеет огромное количество побочных эффектов. Они тормозят процесс принятия верного решения (несколько эпизодов “дружественного огня”, таких как случайное прицеливание в канадские отряды в 2003 году в Афганистане, относят на их счет) и только откладывают, но не спасают от конечного “краха” в результате недосыпа и усталости.

Основное внимание программы DARPA “Extended Performance Warfighter” («Воин повышенной работоспособности») уделяется тому, чтобы увидеть, как технология может помочь создать солдата, способного работать 7 дней в неделю по 24 часа в сутки, который мог бы обходиться без сна днями и неделями, и при этом не иметь отрицательных последствий от такого режима. Их шлем мог бы, например, обеспечивать “транскраниальную магнитную стимуляцию.” Датчики будут отслеживать момент, когда солдат начинает уставать, контролируя моргание его глаз. Затем магнитная волна будет напрямую стимулировать их мозговые волны. Ощущение такое, словно вы выпили чашку эспрессо, но без химических побочных эффектов.

С такими устройствами человеческое тело сможет «прдлить» свое рабочее время. Солдаты смогут даже использовать такую технологию для перезарядки новым способом, получая пользу от сна, но засыпая при этом не полностью (это тоже не новая мысль; многие из наших млекопитающих родственников, таких как дельфины или киты, никогда полностью не засыпают, так как в противном случае они утонули бы). Корейская компания уже продает такие устройства бизнес-туристам для быстрого восстановления их суточного режима, нарушенного перелетом. Преимущества этого метода очевидны для таких мирных профессий, как дальнобойщики или авиадиспетчеры, но также он может оказаться полезным и на войне. “Небольшие группы воинов, которым не требуется сон, могли бы нести суточное дежурство вокруг более крупных сил,” – говорит Джоель Гарро из Washington Post. ”

Технология электрической стимуляции открывает возможности, которые выходят за стандартные модели сна и восстановления. Она уже используется для лечения пациентов с депрессией, и исследователи надеются, что в конце концов она окажется важной для жертв инсульта и болезни Алцгеймера. Но подумайте об этой технологии с точки зрения военной перспективы. Например, если систему можно использовать для лечения клинической депрессии, то есть большая вероятность того, что ее также можно использовать и для стимулирования агрессии. Морякам эпохи деревянных кораблей, прежде чем они шли в сражение, давали “жидкий кураж”, представляющий собой смесь рома и бренди. Новые технологии позволяют использовать возможности 21-го века — “электрический кураж.”

Этап IV: Бой эволюционировал

Как подчеркивал Карл фон Клаусвитц (Carl von Clausewitz), прусский военный мыслитель преподававший во всех военных школах, “Любая война предполагает наличие человеческой усталости и ищет, как бы этим воспользоваться.” Новые технологии, напротив, обещают дать возможность Тони Старку из Железного человека или Хозяину из Гало буквально врываться в реальное сражение. Солдат-пехотинец, который ранее “был самым хилым участником сражения,” мог бы теперь стать членом «суперотряда» (как назвал его один бывший военный генерал).

Если отдельные солдаты сейчас используются вместо огнеметов и танков, выступая в роли «Армии одного», как любя объявлять рекрутеры в Армию контрактников, то сложно представить их использование в той же роли, в которой они выступали ранее, в прошедших войнах. Вместо связывания воедино в большие группы на поле боя, рядовой скорее будет работать в маленькой группе или вообще один. Морской генерал-лейтенант Джеймс Амос (James Amos) говорит про этих солдат, работающих в маленьких группах под командованием сержанта или лейтенанта, что они могут удерживать города противника численностью в 100 тысяч и более.

Ведение войны малыми группами, обладающими такими устройствами, также изменит и способ мобилизации населения на войну. Для выполнения тех же самых задач потребуется меньше солдат, а государству с технически усиленными солдатами будет легче вести быструю и скрытую борьбу. Если бы на поле было меньше отрядов, отпала бы также необходимость в огромной структуре материально-техническеого обеспечения армии. В конце концов, как говорил один из военных аналитиков, “Что мы наблюдает, так это конец эпохи рядового солдата. Рядовой солдат, соответствующий правительственным стандартам взаимозаменяемого воина, устаревает, когда для проведения военных действий уже не требуются большие массы людей.”[37]

Этап V: Взвесить последствия

Возможно, именно из-за последствий многие солдаты не выказывают такого восхищения Железным человеком, как мальчишки-фанаты при обсуждении комиксов и как исследовательские лаборатории Пентагона при разработке этих проектов. Вместо этого, многие находят такие технологические изменения удручающими.

Одной из проблем является беспокойство о срабатывании так называемого закона подлости. Научная фантастика не учитывает закон Мёрфи, утверждающий, что “Все, что может случиться плохого, обязательно случится – и в самый неподходящий момент.” Так, солдаты обеспокоены тем, что они могут стать слишком уж зависимыми от всей этой технологии, которая может сломаться или дать сбой в самый разгар битвы. И действительно, когда исследователи спросили ветеранов вьетнамской войны об одной из первых экзоскелетонных программ Пентагона далеких 1970-х гг. (Hardiman), они услышали следующее: единственное, что все солдаты хотели сделать с этим устройством, так это как можно быстрее от него избавиться.

Другой проблемой является абсолютная новизна таких технологий и использование систем, долгосрочные последствия которых нам пока еще неизвестны. Как сказал мне один из офицеров отряда особого назначения, “Моя реакция крайне негативная. Меня не прельщает перспектива быть подопытным кроликом.” И, вероятно, он правильно делает, что волнуется по этому поводу. Те же научно-фантастические рассказы, которые вдохновили исследователей на разработку этих идей, содержат и чреватые последствия использования таких устройств. Например, интерфейсы в военном костюме Железного человека в конечном счете повредили его нервную систему до такой степени, что продолжали с успехом разрушать ее, даже когда он был не в костюме.

Железный человек это научная фантастика, поэтому нет причин думать, что его воображаемая болезнь превратится в реальность так же, как это уже сделала воображаемая технология. Однако, такие печально известные факты, как Агент Оранж, исследование сифилиса Таскиги, наземное испытание атомных бомб и концепция нервных реагентов, а также синдром войны в заливе, уж точно не подтверждают святую убежденность Пентагона в том, что все будет хорошо. Как говорит мой знакомый офицер отряда специального назначения, которому во время службы в Афганистане давали химические энерджайзеры типа «пати пилз», “За это всегда расплачивается твой организм.”

Те, кто поддерживает эти программы, обычно отодвигают такие вопросы в сторону, называя их «управляемыми» побочными эффектами; справедливые проблемы, да, но нет причин останавливать работу. Но при этом игнорируется кое-что гораздо более глубокое, что лежит в основе этих опасений. Использование технологических усилителей для борьбы с человеческой слабостью не успокаивает, а наоборот, больно бьет по самосознанию солдат, которые упорно тренируются и работают, доводя до совершенства свои тела и оттачивая навыки, а в итоге приходят к тому, что машина все равно все делает лучше. И если такая технология будет просто заменять их собой, то как они смогут продемонстрировать свое мастерство?

Многие проводят параллель со стероидами. Большинство тех же аргументов справедливо для оценки использования искусственных усилителей в спорте, которые так же применимы и для военных действий. Например, в журнале Fortune была опубликована статья, в которой автор спорил с тем, что повышающие производительность лекарства заслуживают дурной славы. “Давайте на минутку посмотрим на них. Разве мы не боремся за лучшие показатели? Неужели кто-то действительно будет бороться за средние показатели или — что еще хуже — за явную деградацию?”

И тем не менее, препараты, усиливающие работоспособность, широко запрещаются, а многие спортсмены, такие как Олимпийские спринтеры Бен Джонсон и Марион Джонс и баскетболисты Барри Бондс и Роджер Клеменс, отзываются о них скорее с пренебрежением, чем с уважением. Причиной этого является даже не наша озабоченность побочными эффектами, такими как заболевания сердца, сморщенные яички и ненормальная психика. И не только то, что искусственные усилители рассматриваются как нарушение правил честного состязания. Основная причина заключается в том, что использование усилителей стирает грань между собственными достижениями человека и достижениями используемой им технологии. Трудно выяснить, кто (или что) из них внёс бόльший вклад в полученный результат. И уже больше никто не хочет открывать мир, в котором человек ничего не значит. Если человек это лишь слабое связующее звено в уравнении, то не приведет ли это к тому, что рядом с фамилией награжденного за достижения в спорте и в военном деле скоро будут ставить «звездочку», а внизу страницы сноску, что победителем был не только человек, но и машина?

Вне военного или спортивного применения, многих беспокоит огромная опасность использования таких технологий не по назначению и злоупотребления ими. “Вы только представьте тот потенциал пыток, который здесь присутствует!” – восклицает один из борцов за человеческие права. В это же время специалист по безопасности озабочен тем, что технологии, взаимодействующие с нейронными сетями и мозгом, могут в результате привести к созданию “морально бесчувственного солдата.”

Более широкого рассмотрения, однако, требует вопрос о человеческой составляющей, не охватываемой этими технологиями. Да, технологии будут давать нам бόльшую энергию, но мы не должны позволить одурачить себя заявлением, что эти технологии смогут помочь нам преодолеть нашу истинную человеческую слабость. Причина, по которой Железный человек столь популярен среди поклонников комиксов, кроется не в его суперсиле, а в том, что он в своей основе человечен, и именно поэтому изображен подверженным таким недостаткам, как алкоголизм, депрессия и полное отсутствие вкуса в отношении подружек (одна оказалась главой Мафии Восточного побережья, а другая изменяла ему с его заклятым врагом). То и дело он завязывал с использованием своих технических суперсил, так как то, что он считал хорошим, приводило к плохим результатам. В последних сериях, например, Железный человек поддерживает не очень популярный среди других супергероев Закон о регистрации суперлюдей (вариант версии комикса о Патриотическом законе). Противостояние неожиданно перерастает в массовую потерю прав и в развязывание гражданской войны, в которой погибают многие герои вселенной Marvel.

При оценке воздействия наших новых усовершенствований на реальное будущее военного дела, может оказаться полезным небольшой экскурс в историю комиксов. Задолго до появления Железного человека был еще Никталоп, самый первый фантастический супергерой. Впервые созданный в 1908 г. французом Жаном Де Ла Хиром (Jean de la Hire), Никталопом был Лео Сан-Клер (Léo Saint-Clair), борец с преступниками, которому поставили искусственное сердце и новые глаза, которые позволяли ему видеть в темноте и плавать под водой в течение долгого времени. За последующие 30 лет Некталоп должен был спасти мир от таких прототипических супер-злодеев, как Фулберт, бешеная обезьяна, и Гориллард, злой хозяин Будды, имеющего семь жизней. Однако, его последнее приключение, написанное Де Ла Хиром после немецкой оккупации Франции во время 2-й мировой войны, было не таким захватывающим. Первым технологическим супергероем в мире стал нацистский коллаборационист.

Какой я сделал бы вывод из всего вышесказанного? Пожалуй то, что никакая технология суперчеловека не может заменить нашу старую добрую человеческую мораль.

Об авторе: П.В. Сингер (P.W. Singer, www.pwsinger.com) является старшим научным сотрудником и директором Военной инициативы 21-го века при Бруклинском институте. Он работает над книгой Wired for War, анализом того воздействия, которое новые технологии могут оказать на войны будущего.

Список источников:

[1] Daniel H. Wilson, How to Survive a Robot Uprising: Tips on Defending Yourself Against the Coming Rebellion, 1st U.S. ed. (New York: Bloomsbury Pub., 2005), 77.

[2] John Jumper, «What Determines Why People Support the Next War?» (paper presented at the Imagining the Next War, Guggenheim Conference, New York City, March 25, 2006).

[3] Major Keith Markham, as quoted in Kris Osborn, «Post Exercise Praise,» Defense News, January 1, 2007.

[4] Ibid.

[5] Developer, Interview at the AUVSI Conference, Washington, DC, August 9, 2007.

[6] Christian Lowe, «Own the Night… and Share It» (September 21) (Defensetech.org, 2006 [cited September 21 2006]); available from http://www.defensetech.org/archives/002792.html.

[7] Sharon Weinberger, «DARPA to Build Star Wars Binoculars.» Wired Blog, April 11 (2007), http://blog.wired.com/defense/2007/04/soldierportable.html.

[8] Developer, Interview at the AUVSI Conference, Washington, DC, August 9, 2007.

[9] Mihail C. Roco and William Sims Bainbridge, «Converging Technologies for Improving Human Health: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science,» (National Science Foundation, 2002), 333.

[10] Copeland, Future Warrior Exhibits Super Powers.

[11] Max Boot, War Made New : Technology, Warfare, and the Course of History, 1500 to Today (New York: Gotham Books, 2006), 449.

[12] Richard A. Clarke, Breakpoint (New York: Penguin, 2007), 140.

[13] Robert A. Heinlein, Starship Troopers (New York: Putnam, 1959).

[14] Copeland, Future Warrior Exhibits Super Powers.

[15] John Boyd, «Exoskeletons Incorporated.» American Chamber of Commerce in Japan Journal, February (2006), http://www.accj.or.jp/document_library/Journal2006/03_cover_feature_feb06.pdf: 19.

[16] Erico Guizzo and Harry Goldstein, «The Rise of the Body Bots,» IEEE Spectrum 42, no. 10 (2005): 50.

[17] Associated Press, Robot Suit Will Help Quadriplegic Scale the Heights (April 4) (The Age, 2006 [cited January 30 2007]); available from http://www.theage.com.au/news/breaking/robot-suit-will-help-quadriplegic-scale-the-heights/2006/04/04/1143916503382.html.

[18] Sankai Yoshiyuki, «Welcome to the Bionic Age: Robot Technology Advances to a New Level.» NIPPONIA, 38 (2006), http://web-japan.org/nipponia/nipponia38/en/feature/feature01.html.

[19] Cybernyne Inc., About Us (Cyberdyne Inc., 2006 [cited March 21 2007]); available from http://www.cyberdyne.jp/english/About_us/About_us.html.

[20] Gina Stanley, «Bionic Boots.» Unstrung Magazine, August 8 (2000), http://pages.zoom.co.uk/keahi/unstrung.html.

[21] Regine, Exoskeleton Might One Day Turn Us into Superman and Wonderwoman (www.we-make-money-not-art.com, June 14 2004 [cited July 13 2007]); available from http://www.we-make-money-not-art.com/archives/001169.php.

[22] Michael Bay and Matt Ford, Cybernetics: Merging Machine and Man (CNN.com, April 18 2006 [cited February 3 2007]); available from http://www.cnn.com/2006/TECH/science/04/10/cybernetics.profile/.

[23] Nick Turse, «Baghdad 2025: The Pentagon Solution to a Planet of Slums.» TomDispatch.com, January 7 (2007), http://www.tomdispatch.com/post/155031/nick_turse_pentagon_to_global_cities_drop_dead.

[24] Scientist, Interview, Peter W. Singer, January 18, 2007.

[25] web.mit.edu/newsoffice/2002/isn.html

[26] Noah Shachtman, «America’s Might: A Comic Tale.» Wired Blog, August 28 (2002), http://www.wired.com/culture/lifestyle/news/2002/08/54815.

[27] Joe Bielitzki, as quoted in Joel Garreau, Perfecting the Human (May 30) (2005 [cited April 4 2007]); available from http://mindfully.org/Technology/2005/Perfecting-The-Human30may05.htm.

[28] Garreau, Radical Evolution: The Promise and Peril of Enhancing Our Minds, Our Bodies — And What it Means to Be Human, 27.

[29] See WARP Light Therapy, Improving the Quality of Life Through the Power of Light (2006 [cited November 15 2007]); available from http://www.warplighttherapy.com/WARP10_WhatIsWarp10.htm. See also Garreau, Radical Evolution: The Promise and Peril of Enhancing Our Minds, Our Bodies — And What it Means to Be Human, 27.

[30] Stephen Peter Rosen, War and Human Nature (Princeton: Princeton University Press, 2005), 110-11.

[31] Ibid., 112.

[32] Peter Beaumont, «Fatigue Cripples US Army in Iraq.» The Observer, August 12 (2007), http://observer.guardian.co.uk/world/story/0,,2147052,00.html.

[33] Garreau, Radical Evolution: The Promise and Peril of Enhancing Our Minds, Our Bodies — And What it Means to Be Human, 30.

[34] Carl von Clausewitz, Michael Eliot Howard, and Peter Paret, On War (Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1976), 257.

[35] Paul F. Gorman, «SuperTroop via I-Port: Distributed Simulation Technology for Combat Development and Training Development,» (Institute for Defense Analyses, 1990).

[36] Tom Abate, «Special Military Group Looks Ahead To Fight America’s Future Wars,» San Francisco Chronicle, August 27, 2007.

[37] George Friedman and Meredith Friedman, The Future of War: Power, Technology, and American World Dominance in the 21st Century, 1st ed. (New York: Crown Publishers, 1996), 392.

[38] Ibid.

[39] Christopher Coker, The Future of War: The Re-enchantment of War in the Twenty-first Century, Blackwell Manifestos (Malden, MA; Oxford, Eng.: Blackwell Pub., 2004).

[40] Susan Casey, «How to Amp your Mind and Body,» Fortune 155, no. 11 (2005): 113.

[41] Coker, The Future of War: The Re-enchantment of War in the Twenty-first Century, 109.

Категория: DARPA, Продвижение | 33 комментария »

Комментарии

33 thoughts on “2008. Анализ пятиэтапного плана Пентагона по созданию Железного человека.


    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

    Warning: call_user_func() expects parameter 1 to be a valid callback, function 'twentyeleven_comment' not found or invalid function name in /home/myexs29592/myexs.ru/docs/wp-includes/class-walker-comment.php on line 174

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Статистика

Категорий: 179
Статей всего: 2,003
По типу:
 Видео: 36
 Выдержка с форума: 1
 Контактные данные: 12
 Научная статья: 1388
 Не заполнено: 5
 Новостная статья: 317
 Обзор технологии: 42
 Патент: 219
 Тех.подробности: 34
 Тип: 1
Комментариев: 1,509
Изображений: 3,005
Подробней...

ТОР 10 аналитиков

    Глаголева Елена - 591
    Дмитрий Соловьев - 459
    Helix - 218
    Ридна Украина))) - 85
    Наталья Черкасова - 81
    max-orduan - 29
    Елена Токай - 15
    Роман Михайлов - 9
    Мансур Жигануров - 4
    Дуванова Татьяна - 3

Календарь

  • Май 2012
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Апр   Июн »
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031  
  • Авторизация

    Ошибка в тексте?

    Выдели её мышкой!

    И нажми Ctrl+Enter