Стальные бойцы эпохи высоких технологий
- Тип контента: Новостная статья
- Номер документа: 4622
- Название документа: Стальные бойцы эпохи высоких технологий
- Номер (DOI, IBSN, Патент): Не заполнено
- Изобретатель/автор: Не заполнено
- Правопреемник/учебное заведение: Не заполнено
- Дата публикации документа: 2011-12-14
- Страна опубликовавшая документ: Россия
- Язык документа: Русский
- Наименование изделия: Не заполнено
- Источник: http://vsr.mil.by/2011/12/14/stalnye-bojcy-epoxi-vysokix-tex
- Вложения: Не заполнено
- Аналитик: Helix
Тенденция к автоматизации оружия наметилась со времен появления первого пулемета. Один раз нажал — и вражеской роты как не бывало! Дешево и сердито. Но беда в том, что противник рассуждает примерно так же и готовит, как сейчас модно говорить, симметричный ответ.
В век автоматики, высоких технологий и сверхвысоких скоростей это единоборство недругов неминуемо должно было привести к появлению автоматических солдат, кибертанков, самолетов с интеллектом асов, размышляющих о важности цели, ракетах и торпедах, принимающих самостоятельные решения стратегического масштаба. Вот уже несколько десятилетий вся эта машинерия для краткости именуется термином «роботы».
Но тем не менее представление многих современных людей о роботах складывается в основном по таким кассовым голливудским фильмам, как «Терминатор», «Трансформеры», «Звездные войны», «Я, робот». И, видимо, поэтому робот-солдат представляется в виде самых разнообразных механических приспособлений, начиная от самоходных грузовиков и заканчивая более сложными устройствами. Не хочется разрушать красивую иллюзию, но все же настоящие модели машин, в отличие от киношных роботов, на сегодняшнем этапе разработок, по крайней мере, немного глупее. Существует глубоко укоренившееся в сознании людей заблуждение, что роботы делают лишь то, для чего они запрограммированы. Это было вполне оправданно, когда программы писались специалистами-одиночками и были примитивны по сравнению даже с теми, которые работают сегодня в какой-нибудь навороченной кофеварке. Современные программы состоят из миллионов символов. Их разрабатывают группы программных специалистов, причем никто из них до сих пор не может предсказать, как будут взаимодействовать разные части гигантских программ. Для того чтобы точно знать возможности созданных машин, необходимо проводить длительные испытания на поле боя, но организовать их далеко не всегда представляется возможным.
Преимущества роботов‑солдат перед людьми достаточно очевидны. Конечно, за техническим состоянием железного рекрута нужно следить, но в то же время его не нужно кормить и поить, не нужно лечить, ему не нужно выплачивать пенсию. Немалым плюсом роботов, или, как их называют сами военные, автономных систем, является и то, что, хотя они и стоят немалых денег, в конечном итоге в финансовом отношении могут оказаться выгоднее живых солдат. Не так давно в одном из интервью доктор Гордон Джонсон из Объединенного командования единых сил ВС США сказал: «Они не требуют еды, ничего не боятся и никогда не забывают приказы». На встречный вопрос журналиста, значит ли это, что они лучше людей, он ответил: «Думаю, да, значит».
По общераспространенному мнению, роботы никогда полностью не заменят людей, но их будут использовать на самых трудных участках для выполнения самых опасных заданий. Однако уже в каждой области военного ремесла сейчас вместе с людьми, а нередко и вместо них сражаются механические солдаты.
На сегодняшний день многие страны занимаются разработками роботизированного вооружения. Почетное первое место в этом ремесле занимают, конечно же, США. Согласно военному бюджету, например, на беспилотные системы навигации за последние несколько лет было потрачено около четырех миллиардов долларов. Кроме Пентагона, в разработке беспилотных радиоуправляемых и автономных роботов участвуют страны Западной Европы, Канада, Южная Корея, Сингапур, Израиль, Китай, Россия и Индия.
Современные военные ученые уже не первый год получают правительственную финансовую поддержку для разработки и создания киборгов, которые до последнего времени встречались лишь в области научной фантастики. Киборги размером с насекомое могут исполнять роль разведчика, а пуленепробиваемая кожа будет незаменима в боевых действиях.
Пентагон ведет работу над созданием солдат-роботов вот уже более 30 лет. Планируется создать армию нового поколения, которая будет состоять практически из роботов. Разработчики боевых машин говорят, что эти роботы будут выглядеть как люди. Вначале ими будут управлять с помощью дистанционного управления, но затем, по мере развития технологий, роботы будут становиться все более и более автономными.
Официальные лица Пентагона говорят о том, что главная цель создания «армии без людей» — это избежать потерь среди американских солдат на войне. Но здесь также важны и соображения финансового характера. Пентагон вынужден будет платить солдатам, которые сегодня служат в армии, порядка 653 миллиардов долларов пенсии. В отличие от солдат, роботам платить пенсии не придется. Один солдат за время службы обходится военному ведомству в среднем в восемь миллионов долларов, в то время как робот будет стоить в 10 раз меньше. Вот такая нехитрая арифметика в пользу неодушевленных бойцов.
Сегодня разрабатывается несколько видов роботов для вооруженных сил. Один будет стрелять, другой — обыскивать здания, туннели и пещеры, третий — перевозить грузы. Роботы же будут управлять самолетами. В апреле минувшего года прошли успешные испытания беспилотного самолета, который сбросил бомбу на наземную цель с высоты 35.000 футов (более 10.600 метров). Будут созданы роботы и для выполнения ряда других задач. Например, уже наравне с обычными солдатами в армии служат роботы, которые используются для саперных работ, операций разведки и служат вспомогательными и автономными агентами. Также в современной армии появились и целые боевые системы, способные обрушить на противника ураганный огонь. Кроме этого, все больше приобретает популярность всевозможный беспилотный транспорт. Например, пограничные морские суда, которые осуществляют патрулирование без помощи человека.
Однако центральное место в роботизации армии по праву занимают беспилотники — как разведчики, так и боевые беспилотные самолеты, которые несут смерть с воздуха благодаря дистанционному управлению, осуществляемому порою за тысячи километров от места ведения боевых действий. Не так давно появились и умещающиеся в походном рюкзаке беспилотники-«камикадзе», которые способны самостоятельно принимать решения и действовать автономно.
Благодаря нанотехнологиям беспилотники приобретают все более миниатюрные размеры. С помощью робота-насекомого можно исследовать наиболее труднодоступные места. Особое внимание нанотехнологиям уделяют в США. Некоторые аналитики предполагают, что финансирование нанотехнологической инициативы нынешним президентом Бараком Обамой может привести в скором времени к роботизированным войнам, в которых нет места человеку. Агентством передовых оборонных исследовательских проектов США проводятся испытания нанотехнологических разработок, направленных на броневую защиту тела и транспорта. Сейчас на вооружении Пентагона находится более 200 беспилотных летательных аппаратов Predator, которые уже успели налетать более 400 тыс. часов. General Atomics, компания, выпускающая Predator, не успевает выполнять заказы.
Кроме беспилотных летательных аппаратов, таких как Predator и Reaper, в небе над Ираком, Афганистаном и Пакистаном сейчас можно услышать жужжание и беспилотных самолетов‑разведчиков — дронов. Их в армии США намного больше, чем БПЛА, — до семи тысяч штук.
Еще в 2001 году конгресс США постановил, что к 2010 году треть всех военно-воздушных сил так называемого глубокого удара, т. е. действующих далеко на территории противника, должна быть беспилотной.
Конечно, термин «беспилотные», или «неуправляемые», не совсем точен. Сейчас все роботы-солдаты, воюющие на Ближнем Востоке, управляются людьми с помощью дистанционного управления.
В Пакистане, где Predator, Reaper и беспилотные дроны охотятся за международными террористами уже не первый год, местные жители их очень опасаются. Говорят, что пакистанцы даже исключили из своего рациона чай знаменитой марки Lipton, опасаясь, что желтые пакетики служат своего рода маяками для «самолетов без людей».
Панический страх перед беспилотниками ясен. В провинции Вазиристан (северо-западный регион Пакистана на границе с Афганистаном), к примеру, где Predator воюет с 2006 года, БПЛА убили 14 командиров «Аль-Каиды» до трех десятков рядовых боевиков и более 600 (!) мирных жителей, не имевших никакого отношения к террористам.
Такие большие случайные потери, особенно в соотношении с потерями среди боевиков, позволяют предположить, что операторы, контролирующие БПЛА с расположенной в тысячах миль базы Крич, относятся к своей работе, мягко говоря, халатно.
Несмотря на кризис, финансирование беспилотных программ с каждым годом только увеличивается. В 2010 году, к примеру, американские ВВС получили 2,13 миллиарда долларов на разработку технологий беспилотных летательных аппаратов. Почти четверть — без малого полмиллиарда — должна уйти на закупку 24 Reaper и 36 Predator. ВМФ выделено 1,05 миллиарда долларов, часть из которых пойдет на приобретение многоцелевых беспилотных вертолетов MQ-8 B Fire Scout.
Самым популярным роботом-солдатом на данный момент является PackBot, механизм, изготавливаемый американской компанией iRobot в рамках программы «Боевые системы будущего» (FCS). Базовая модель PackBot Scout может быть оборудована различными датчиками, видеокамерами и вооружением — в зависимости от поставленных задач. Чаще всего PackBot используют для различных видов разведки, разминирования. После того как компания iRobot начала работать совместно с компанией Taser International, появились модификации PackBot, оборудованные тазерами — электрошоковым оружием. Впрочем, помимо излюбленного PackBot, есть еще Talon, который выпускает американское отделение британской технологической компании QinetiQ. Talon оборудован химическими и газовыми датчиками, а также датчиками температуры и радиации. Его можно вооружить на выбор гранатометом, крупнокалиберным пулеметом, а также пушкой, стреляющей 50‑мм снарядами, в том числе и зажигательными.
Уже сейчас сухопутная армия роботов‑солдат выглядит внушительно. Если в 2004 году она насчитывала всего 150 роботов, то в 2010 году численность, по разным данным, выросла до 6–12 тысяч. Их роль в подавляющем большинстве случаев ограничивается защитой живых солдат. Они обезвреживают взрывные устройства и проводят разведывательные миссии в таких опасных местах, как пещеры, здания и т. д. Планируется, что к 2020 году численность роботов в армии Соединенных Штатов дойдет приблизительно до 30% от общего состава.
Недавно мир узнал об очередном американском шедевре — андроиде PETMAN. Это полноценный робот, чей вес (80 кг) и габариты соответствуют человеческим. Робот научился не только ходить, но и бегать, поворачиваться и даже удерживать равновесие, если его толкают. Конструкторы особенно гордятся тем, что робот выполняет излюбленную в армии команду «упал — отжался». Правда, помимо сходства с человеком, у PETMAN все же есть характерные недоработки: пока нет головы — вместо нее находится красная мигалка, руки без кистей, то есть не в чем держать оружие. И питается робот от розетки — за ним тянутся провода. Но разработчики уверяют, что эти недостатки легко устранимы, и на поле боя выйдет уже настоящий терминатор.
К слову, уже сейчас границу между двумя Кореями охраняют не только живые пограничники, но и роботы-солдаты. Южнокорейские роботы оборудованы инфракрасными камерами слежения и способны обнаруживать нарушителей границы на расстоянии до 4 км. Они могут преследовать нарушителя и, приблизившись на 10 м, потребовать пароль. Не услышав правильного ответа, робот или поднимет тревогу, или откроет по нарушителю огонь.
Занимаются американские ученые и совершенствованием человеческих возможностей. Явным примером здесь служит разработка экзоскелета HULC. Забавно, что имя нового робототехнического костюма схоже с названием фильма «Невероятный Халк». Как бы там ни было, солдаты, испытывающие этот экзоскелет, не зеленеют, но сил и выносливости действительно значительно прибавляется. Само устройство представляет собой гидравлически управляемый титановый экзоскелет, который позволяет солдату нести груз в 90 килограммов в течение продолжительного времени практически по любой местности. HULC оснащен микрокомпьютером, который позволяет синхронизировать движение частей экзоскелета с движением тела солдата, и при этом никаких неудобств не возникает.
HULC состоит из двух титановых «ног» с платформами, на которые солдат встает и закрепляет на них свои ноги. В пояс, тоже сделанный из титана, встроен микрокомпьютер, который позволяет экзоскелету двигаться вместе с солдатом. Важным параметром экзоскелета является время его автономной работы. И здесь аппарат HULC находится на достаточно высоком уровне — заряда аккумуляторных батарей хватит на движение со скоростью четыре километра в час в течение пяти часов. То есть экзоскелет позволит совершить марш-бросок на расстояние до двадцати километров.
Также управление перспективных исследовательских программ министерства обороны США DARPA запустило программу, целью которой является создание прибора, который избавит солдат от чувства усталости и страха. Устройство будет устанавливаться в боевой шлем и регулировать функции мозга для повышения активности, снятия стресса, боли и даже уменьшения последствий черепно-мозговой травмы, сообщает CNews.ru. Американские ученые намерены использовать так называемую транскраниальную ультразвуковую импульсную стимуляцию, при которой не требуется хирургическое вмешательство и вживление в мозг имплантатов. Воздействие на мозг будет происходить непосредственно сквозь кости черепа. Прибор сможет обеспечить мгновенное расслабление в случае необходимости и мгновенную концентрацию внимания сразу после отдыха или тяжелой работы, а также стабильное уравновешенное состояние, которое является залогом выживания на поле боя.
Правда, если представить себе с десяток бравых воинов в таких шлемах, выходит довольно-таки смешная картина человеческого «улья», который даже настроение меняет в унисон. Хотя, с точки зрения военных, это, видимо, скорее достоинство, чем недостаток.
Фантаст Айзек Азимов сформулировал в рассказе «Хоровод» (1942 год) три закона робототехники. Во‑первых, робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. Во‑вторых, робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат первому закону. И в‑третьих, робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому и второму закону. Конечно, этих трех простых законов и четвертого, сформулированного Азимовым в 1986 году, который говорит, что робот не может причинить вред человеку, если только он не докажет, что в конечном итоге это будет полезно для всего человечества, будет недостаточно для того, чтобы механические солдаты воевали по правилам, принятым среди людей.
Между тем история войн показала, что каждый новый скачок в любых технологиях опережает развитие стратегий по контролю за этими же технологиями.
Как утверждают, многие ученые за автономными роботами будущее. Но, помимо светлых прогнозов, есть масса недоработок. Главная — как научить роботов отличать «своих» от «чужих», не убивать всех людей без разбора. Страх, что робот вследствие какой-то неисправности или по какой-то другой причине выйдет из-под контроля и откроет огонь по «своим», не придуман киносценаристами и фантастами, а взят из реальной жизни. В 1993 году механическое устройство, обезвреживавшее бомбу в Сан-Франциско, вышло из строя и вместо того чтобы взять бомбу, как оно было запрограммировано, неожиданно начало стрелять. К счастью, людей поблизости не было и бомба не сдетонировала.
Над этой проблемой военной робототехники работают ученые, но дело продвигается очень медленно. Дело в том, что одних, пусть и сверхчувствительных, датчиков для ее решения недостаточно. С одной стороны, роботы не могут испытывать гнев и жажду мести, но, с другой стороны, им абсолютно не знакомы такие черты настоящего человеческого естества, как сострадание, стыд, угрызения совести и другие эмоции и чувства. По мнению профессора Рона Аркина из технологического университета Джорджии, разработать технологию, позволяющую роботам самим принимать бесстрастные решения, можно будет только лет через 25.
Перекладывая тяжелое бремя ведения войны на крепкие плечи механических солдат, люди пытаются избавить себя от моральной ответственности. Ведь разрешить роботам самим принимать решения, кого казнить, а кого миловать, значит нарушить фундаментальные законы ведения войны, призывающие защищать гражданских лиц, раненых и больных, пленных. Несмотря на воодушевленные прогнозы ученых в области роботизации армии, можно предположить лишь одно: если полностью устранить человеческий ресурс, то наши активные попытки сохранить мир на планете, к сожалению, будут тщетны и бессмысленны.
Категория: Продвижение | Нет комментариев »
Комментарии
Статистика
Категорий: 179
Статей всего: 2,003
По типу:
Видео: 36
Выдержка с форума: 1
Контактные данные: 12
Научная статья: 1388
Не заполнено: 5
Новостная статья: 317
Обзор технологии: 42
Патент: 219
Тех.подробности: 34
Тип: 1
Комментариев: 6,710
Изображений: 3,005
Подробней...
ТОР 10 аналитиков
-
Глаголева Елена - 591
Дмитрий Соловьев - 459
Helix - 218
Ридна Украина))) - 85
Наталья Черкасова - 81
max-orduan - 29
Елена Токай - 15
Роман Михайлов - 9
Мансур Жигануров - 4
Дуванова Татьяна - 3
Календарь
Авторизация
Ошибка в тексте?
Выдели её мышкой!
И нажми Ctrl+Enter